Памятка для аграриев при применении пестицидов и агрохимикатов в черте населенных пунктов

XII. Санитарно-гигиенические требования к обращению
пестицидов и агрохимикатов
272. Хозяйствующий субъект, осуществляющий работу с пестицидами и агрохимикатами (далее - хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку), должен до проведения обработки пестицидами и агрохимикатами обеспечить оповещение населения, проживающего на границе с территориями, подлежащими обработке, через средства массовой информации о запланированных работах не позднее чем за 5 календарных дней до дня применения пестицидов и агрохимикатов.
В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства от воздействия пестицидов хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку, информирует владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в регламенте по применению пестицида, в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона от 30.12.2020 N 490-ФЗ "О пчеловодстве в РФ"
На границах обработанного участка (у входа и выхода) хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку, должны устанавливаться предупредительные знаки безопасности, которые должны убираться после истечения срока, определенного регламентом применения пестицидов и агрохимикатов и обеспечивающего их безопасность для здоровья человека и среды его обитания. До окончания этого срока пребывание людей в границах обработанного участка запрещается.
274. Хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку лесопарков, садов и парков, должен обеспечить соблюдение расстояния не менее 300 метров между обрабатываемыми объектами и водными объектами, используемыми населением для купания и рыболовства.
277. При обработке лесов на расстоянии не менее чем 300 метров от границы участков, подлежащих обработке, на всех дорогах и просеках хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку, должны устанавливаться щиты с предупредительными надписями: "Осторожно! Применены пестициды (агрохимикаты)! Запрещается пребывание людей в лесу до... (дата), сбор грибов и ягод - до ... (дата)".
282. При авиационной обработке пестицидами и агрохимикатами должны соблюдаться следующие расстояния:
от населенных пунктов, источников питьевого водоснабжения населения, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, скотных дворов, птицеферм, рыбохозяйственных водоемов – не менее 2 километров;
от мест постоянного размещения медоносных пасек - не менее 5 километров;
от мест выполнения сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельхоз. культур, употребляемых в пищу без тепловой обработки (лук-перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры), - не менее 2 километров. При невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка не
допускается.
283. Авиационные обработки пестицидами и агрохимикатами должны проводиться при скорости ветра не более 4 метров в секунду.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЧЕЛОВОДСТВЕ В РФ
Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года
Статья 7. Основные задачи и направления развития пчеловодства
Основными задачами развития пчеловодства являются:
1) повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство продукции пчеловодства и (или) ее первичную и последующую (промышленную) переработку;
2) обеспечение качества и безопасности продукции пчеловодства;
3) повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
4) обеспечение сохранения пчел;
5) сохранение генофонда пчел.
Статья 9. Поддержка в сфере развития пчеловодства
В целях достижения задач развития пчеловодства, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, органы государственной власти, органы местного самоуправления реализуют меры правового, экономического и организационного характера по следующим направлениям:
1) информационное обеспечение деятельности производителей продукции пчеловодства;
2) содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных сельскохозяйственных кооперативов;
3) содействие развитию производства продукции пчеловодства путем создания благоприятных организационно-правовых, экологических и иных условий производства, в том числе предоставление научно-технических разработок и технологий.
Глава 5. СОХРАНЕНИЕ ПЧЕЛ
Статья 15. Предупреждение и ликвидация болезней пчел
1. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней пчел по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, осуществляется в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Предотвращение отравления пчел пестицидами и агрохимикатами
1. Не позднее чем за три дня до проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов лица, ответственные за проведение таких работ, обеспечивают доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информации о таких работах.
2. Информация о запланированных работах по применению пестицидов и агрохимикатов должна содержать следующие сведения:
1) границы запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков;
2) сроки проведения работ; 3) способ проведения работ;
4) наименования запланированных к применению пестицидов, агрохимикатов, классы их опасности;
5) сведения об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов;
6) рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
3. Применение опасных для пчел пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАТАЛОГПЕСТИЦИДОВ И АГРОХИМИКАТОВ»,
РАЗРЕШЕННЫХ К ПРИМЕНЕНИЮНА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов
в черте населенных пунктов
Применение пестицидов и агрохимикатов в черте населенных пунктов допускается в соответствии с Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, требованиями СанПиН 1.2.2584–10 и рекомендациями о транспортировке, применении и хранении (рекомендациями по использованию, рекомендации по применению) конкретных пестицидов и агрохимикатов.
Раздел ХV СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов».
Приложение 2
Классы опасности пестицидов для пчел
и соответствующие экологические регламенты их применения
1класс опасности – ВЫСОКООПАСНЫЕ (категория риска – Высокий): необходимо соблюдение экологического регламента:
– проведение обработки растений вечером после захода солнца;
– при скорости ветра не более 1–2 м/с (авиаобработка не более 0-1 м/с)
– погранично-защитная зона для пчел не менее 4–5 км (авиаобработка не менее 5-6 км)
– ограничение лёта пчел - не менее 4–6 суток; (авиаобработка не менее 4-6 сут)или удаление семей пчел из зоны обработки на срок более 6 суток.
2класс опасности – СРЕДНЕОПАСНЫЕ (категория риска – Средний): необходимо соблюдение экологического регламента:
– окашивание цветущих сорняков по периметру обрабатываемого поля на расстояние возможного сноса пестицида;
– проведение обработки растений вечером после захода солнца;
– при скорости ветра не более 2–3 м/с (авиаобработка не более 1-2 м/с)
– погранично-защитная зона для пчел не менее 3–4 км (авиаобработка не менее 4-5 км)
– ограничение лёта пчел не менее 2–3 суток (авиаобработка не менее 2-3 сут)
3класс опасности – МАЛООПАСНЫЕ (категория риска – Низкий): необходимо соблюдение экологического регламента:
– проведение обработки растений ранним утром или вечером после захода солнца;
– при скорости ветра - не более 4–5 м/с (авиаобработка не более 2-3 м/с)
– погранично-защитная зона для пчел не менее 2–3 км (авиаобработка не менее 3-4 км)
– ограничение лёта пчел не менее 20–24 часа (авиаобработка не менее 20-24 часа).
Во всех случаях применение пестицидов требует соблюдения основных положений “Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами” (Москва, ГАП СССР 1989 г.); в частности – обязательно предварительное за 4–5 суток оповещение пчеловодов общественных и индивидуальных пасек (средствами печати, радио) о характере запланированного к использованию средства защиты растений, сроках и зонах его применения.
Для консультаций в экстренных случаях при отравлениях необходимо обращаться в ФГУ “Научно-практический токсикологический центр ФМБА России” по адресу:
129090, г. Москва, Сухаревская площадь, д. 3, корп. 7 или по телефонам: (495) 628-16-87; (495) 621-68-85 (круглосуточно).
Дополнительную информацию и разъяснения, связанные с использованием настоящего Каталога, можно получить в Отделе химизации, защиты растений и карантина Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по адресу: 107996, г. Москва, Орликов пер., д. 1/11 или по тел.(495) 607-81-30; (495) 608-62-84, 607-82-27.
Сравнение химической и биологической защиты рапса и подсолнечника
В системе защиты рапса и подсолнечника от вредителей используются химические и биологические инсектициды. Все химические пестициды относятся к 1-2 классу опасности для пчел (средне- и высокоопасные для пчел). Химические инсектициды имеют контактно-кишечное действие (действует через покровы насекомого и при попадании в кишечник).
Все препараты работают только против гусениц младших возрастов и частично уничтожают или стерилизуют бабочек. Препараты не работают по куколкам, яйцам и гусеницам старших возрастов! Отсутствие этих стадий вредителя при положительном опыте применения препаратов в прошлые годы связано со своевременностью применения инсектицида и циклом развития фитофага: уничтожив гусеницу младших возрастов, увидеть куколку уже невозможно, т.к. это следующая стадия развития вредителя. Сделав стерильной бабочку, мы не увидим гусениц, т.к. они появляются из яиц. Ни один препарат не работает по всем стадиям развития вредителя!
Применение химических средств защиты растений ставит 4 острые проблемы:
- Пестициды накапливаются в живых организмах
- Пестициды продолжительно сохраняться в почве и на культурных растениях после обработки
- Вредители быстро вырабатывают устойчивость к химическим пестицидам
- Пестициды оказывают огромное негативное влияние на почвенную биоту и пчел
Согласно Нормам СанПиН время разложение в почве пестицидов и агрохимикатов 2 класса опасности 6-12 мес., а 1 класс опасности более 1 года !
Вдумайтесь в цифры — для контроля вредителей на рапсе зарегистрировано 72 торговые марки инсектицидов (Каталог пестицидов и агрохимикатов разрешенных к применению в РФ, МСХ, 2020). Из них к 1-му, наиболее опасному классу, относится 66 инсектицидов, один инсектицид — ко 2-му классу и, лишь пять инсектицидов, относятся к 3-му, наименее опасному классу инсектицидов.
Возрастающая резистентность доминантных вредителей к пестицидам — серьезный фактор, повсеместно дестабилизирующий фитосанитарную обстановку и нейтрализующий эффект химических обработок. Особую тревогу вызывает тот факт, что процесс формирования резистентных популяций приобрел непрерывный характер, а вредители имеют при этом высокий коэффициент размножения. Наряду с групповой отмечаются перекрестная и множественная резистентность. Последняя характеризуется утратой эффективности препаратов нескольких химических классов. В этих условиях химический метод защиты растений становится неэффективным ни с экономической, ни с экологической точек зрения, а потери урожая — неизбежными.
Биоинсектицид Лепидоцид
Биоинсектицид Лепидоцид не вызывает резистентности у гусениц чешуекрылых насекомых. Кроме того, безопасен для пчел (3 класс опасности). Может применяться совместно с химическими инсектицидами для повышения их эффективности, либо в чистом виде при малой численности вредителями.
Лепидоцид обладает пролонгированным действием: в стадии куколки погибает до 30 %, вылетают деформированные бабочки – до 32%.
Препарат Лепидоцид, СК в период 2019-2020 года успешно применялся на территории Кемеровской, Новосибирской областях и Алтайского края против гусениц капустной моли.
По результатам применения биологического инсектицида Лепидоцид, СК была выявлена положительная работа препарата, он применялся как в чистоте, так и совместно с химическими инсектицидами. Применение адъювантов дополнительно усиливали положительное действие Лепидоцида, СК.
Спустя несколько дней после обработки посевов рапса Лепидоцидом, СК было выявлено массовое поражение гусениц разных возрастов и яиц вредителя. Однако большой промежуток времени между обработками позволил вредителю накопиться в посевах. Из-за чего в некоторых хозяйствах произошло полное уничтожение посевов рапса вредителями.
В конце июля, в период последних работ с биоинсектицидом, наблюдалось понижение ночных температур до +5-+7°С, что дополнительно способствовало резкому уменьшению популяции вредителя.
Подводя итоги по применению Лепидоцида, СК для защиты рапса совместно с химическими препаратами, обработка рапса Лепидоцилом, СК против гусениц капустной моли дала положительный результат во всех хозяйствах. Также бактерии, входящие в состав препарата, поражали яйца вредителей, что также способствовало уменьшению численности вредителей.
ВНИМАНИЕ ВСЕМ
В период 2019-2020 годов сложилась негативная ситуация при которой ряд аграриев систематически и бесконтрольно начинают нарушать требования Федеральных законов и СанПиН, При этом для получения коммерческой выгоды аграрии своими действиями наносят не только существенный вред окружающей среде и экологии, но и нарушают Конституционные права граждан и пчеловодов:
- статья 9 пункт 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
- статья 19 пункт 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В случае нарушения действующих норм и правил по применению ягрохимикатов и пестицидов аграрии нарушают статью 58 Конституции РФ и законные интересы пчеловодов гарантированные им пунктом 2 статьи 36 Конституции РФ, а именно: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Хочу обратить внимание, что контроль за соблюдение Конституции возложен на органы местного самоуправления на основании ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Статья 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Статья 2Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 7 В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,
Статья 9 Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 19 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств.
Статья 34 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 36Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Статья 41 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность); (в ред. Федер. закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018), от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
Статья 5. Полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 21.11.11 N 331-ФЗ)
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (в ред. ФЗ №199 от 31.12.05)
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)
организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
1. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)
Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства (в ред. от 27.12.2019 N 453-ФЗ)
При осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.
Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
1. Юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного воздействия (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)
1. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)
Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
При нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ
Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
1. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством о зонах экологического бедствия.
2. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) (в ред. ФЗ № 199 от 31.12.2005 )
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
4. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
5. Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
6. Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:
1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
7. Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдач, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 353-ФЗ)
ГЛАВА XIII. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. (в ред. Федерального закона от 02.07.13 N 185-ФЗ)
Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
3. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПЧЕЛОВОДСТВЕ В РФ
Статья 9. Поддержка в сфере развития пчеловодства
В целях достижения задач развития пчеловодства, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, органы государственной власти, органы местного самоуправления реализуют меры правового, экономического и организационного характера по следующим направлениям:
1) информационное обеспечение деятельности производителей продукции пчеловодства;
2) содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих, потребительских и иных сельскохозяйственных кооперативов;
3) содействие развитию производства продукции пчеловодства путем создания благоприятных организационно-правовых, экологических и иных условий производства, в том числе предоставление научно-технических разработок и технологий.
Статья 16. Предотвращение отравления пчел пестицидами и агрохимикатами
1. Не позднее чем за три дня до проведения работ по применению пестицидов и агрохимикатов лица, ответственные за проведение таких работ, обеспечивают доведение до населения населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 7 километров от границ запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные и другие средства связи и коммуникации) информации о таких работах.
2. Информация о запланированных работах по применению пестицидов и агрохимикатов должна содержать следующие сведения:
1) границы запланированных к обработке пестицидами и агрохимикатами земельных участков;
2) сроки проведения работ; 3) способ проведения работ;
4) наименования запланированных к применению пестицидов, агрохимикатов, классы их опасности;
5) сведения об опасных свойствах запланированных к применению пестицидов и агрохимикатов;
6) рекомендуемые сроки изоляции пчел в ульях.
3. Применение опасных для пчел пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
ФЗ N 109-ФЗ от 19.07.1997 "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Статьей 22 установлено, что порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
Статьей 22 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" установлено, что порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАТАЛОГ ПЕСТИЦИДОВ И АГРОХИМИКАТОВ»,
РАЗРЕШЕННЫХ К ПРИМЕНЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ на 2022 год
Требования безопасности при применении пестицидов и агрохимикатов
Применение пестицидов и агрохимикатов допускается в соответствии с Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ,
требованиями раздела ХII СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3;
раздела ХХV. «Требования к технологическим процессам производства, хранению, транспортировке и применению пестицидов и агрохимикатов» СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 40;
Во всех случаях применение пестицидов требует соблюдения основных положений “Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами” (Москва, ГАП СССР 1989 г.); в частности – обязательно предварительное за 4–5 суток оповещение пчеловодов общественных и индивидуальных пасек (средствами печати, радио) о характере запланированного к использованию средства защиты растений, сроках и зонах его применения.
Классы опасности пестицидов для пчел
и соответствующие экологические регламенты их применения
1класс опасности – ВЫСОКООПАСНЫЕ (категория риска – Высокий): необходимо соблюдение экологического регламента:
– проведение обработки растений вечером после захода солнца;
– при скорости ветра не более 1–2 м/с (авиаобработка не более 0-1 м/с)
– погранично-защитная зона для пчел не менее 4–5 км (авиаобработка не менее 5-6 км)
– ограничение лёта пчел - не менее 4–6 сут; (авиаобработка не менее 4-6 сут)
или удаление семей пчел из зоны обработки на срок более 6 сут.
2класс опасности – СРЕДНЕОПАСНЫЕ (категория риска – Средний): необходимо соблюдение экологического регламента:
– окашивание цветущих сорняков по периметру обрабатываемого поля на расстояние возможного сноса пестицида;
– проведение обработки растений вечером после захода солнца;
– при скорости ветра не более 2–3 м/с (авиаобработка не более 1-2 м/с)
– погранично-защитная зона для пчел не менее 3–4 км (авиаобработка не менее 4-5 км)
– ограничение лёта пчел не менее 2–3 сут (авиаобработка не менее 2-3 сут)
3класс опасности – МАЛООПАСНЫЕ (категория риска – Низкий): необходимо соблюдение экологического регламента:
– проведение обработки растений ранним утром или вечером после захода солнца;
– при скорости ветра - не более 4–5 м/с (авиаобработка не более 2-3 м/с)
– погранично-защитная зона для пчел не менее 2–3 км (авиаобработка не менее 3-4 км)
– ограничение лёта пчел не менее 20–24 часа (авиаобработка не менее 20-24 часа)
Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 "Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН
2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические
требования к содержанию территорий городских и
сельских поселений, к водным объектам,
атмосферному воздуху, почвам, жилым
помещениям, эксплуатации производственных,
общественных помещений, организации и
проведению санитарно-профилактических
мероприятий"
XII. Санитарно-гигиенические требования к обращению пестицидов и агрохимикатов
272. Хозяйствующий субъект, осуществляющий работу с пестицидами и агрохимикатами (далее - хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку), должен до проведения обработки пестицидами и агрохимикатами обеспечить оповещение населения, проживающего на границе с территориями, подлежащими обработке, через средства массовой информации о запланированных работах не позднее чем за 5 календарных дней до дня применения пестицидов и агрохимикатов.
В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства от воздействия пестицидов хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку, информирует владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в регламенте по применению пестицида, в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона от 30.12.2020 N 490-ФЗ "О пчеловодстве в РФ"
На границах обработанного участка (у входа и выхода) хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку, должны устанавливаться предупредительные знаки безопасности, которые должны убираться после истечения срока, определенного регламентом применения пестицидов и агрохимикатов и обеспечивающего их безопасность для здоровья человека и среды его обитания. До окончания этого срока пребывание людей в границах обработанного участка запрещается.
274. Хозяйствующий субъект, осуществляющий обработку лесопарков, садов и парков, должен обеспечить соблюдение расстояния не менее 300 метров между обрабатываемыми объектами и водными объектами, используемыми населением для купания и рыболовства.
277. При обработке лесов на расстоянии не менее чем 300 метров от границы участков, подлежащих обработке, на всех дорогах и просеках хозяйствующим субъектом, осуществляющим обработку, должны устанавливаться щиты с предупредительными надписями: "Осторожно! Применены пестициды (агрохимикаты)! Запрещается пребывание людей в лесу до... (дата), сбор грибов и ягод - до ... (дата)".
Кодекс административный правонарушений Статья
8.3 КОАП.
Нарушение правил обращения с пестицидами и
агрохимикатами.
Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, - влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
"Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней,
отравлений и основных вредителей пчел"
(утв. Минсельхозпродом РФ 17.08.1998 N 13-4-2/1362)
6. ОТРАВЛЕНИЕ ПЧЕЛ ПЕСТИЦИДАМИ
При отравлении пчел пестицидами руководствуются Инструкцией по профилактике отравлений пчел пестицидами, утвержденной Всесоюзным производственно-научным объединением по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства "Союзсельхозхимия" и Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР 14.06.1989. В настоящей Инструкции представлены лишь основные моменты по профилактике и оказанию помощи пострадавшим от отравления семьям пчел.
6.1. Профилактика отравлений
6.1.1. Профилактика отравлений пчел базируется на строгом соблюдении регламентации применения в окружающей среде токсичных для пчел веществ.
6.1.2. Владельцев пасек оповещают за трое суток до химобработки с указанием применяемого ядохимиката, места (в радиусе 7 км) и времени, способа проведения обработки. Указывают время изоляции пчел.
6.1.3. Обработки проводят в период отсутствия лета пчел в утренние или вечерние часы.
6.1.4. Не допускают обработку цветущих медоносов и пыльценосов во время массового лета пчел.
6.1.5. На период обработки пчеловоду необходимо вывезти пасеку в безопасное место или изолировать пчел в ульях на срок, предусмотренный ограничениями при применении ядохимиката.
6.1.6. При изоляции пчел в ульях гнезда расширяют до полного комплекта рамок или ставят магазины. На двухкорпусные или многокорпусные ульи, в зависимости от силы семей, ставят вторые корпуса с половинным количеством рамок, сверху одевают раму с металлической сеткой (размер ячеек 2,5 x 2,5 или 3 x 3 мм), сетку накрывают холстиком и, если нужно, кладут подушку. В день обработки рано утром до начала лета пчел летки плотно закрывают, снимают с сетки утепление. В жаркую безветренную погоду под крышку подкладывают рейки толщиной 1 - 2 см. В улей дают воду в сотах, кормушках или поилках. На ночь летки открывают.
6.1.7. В случае применения пестицидов в условиях закрытого грунта обработки проводят вечером после окончания лета пчел или изолируют пчел в ульях на срок, предусмотренный ограничениями при применении ядохимиката.
6.2. Мероприятия при отравлении пчел ядохимикатами
6.2.1. Гнезда семей, потерявших много летных пчел, сокращают в соответствии с их силой, удаляя в первую очередь медовые и перговые рамки, особенно со свежепринесенным нектаром и пыльцой, а также рамки с открытым расплодом, не обсиженные пчелами.
6.2.2. Семьи пчел обеспечивают водой, наливая ее в соты, пергой, подкармливают сахарным сиропом.
6.2.3. По мере выхода молодых пчел эти семьи подсиливают печатным расплодом.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН№ 68 «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА» 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. (в ред. ФЗ от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. (в ред. Федерального закона от 01.04.2012 N 23-ФЗ)
Целями настоящего Федерального закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
Координационными органами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации;
Органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по субъектам РФ и организации (подразделения) органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
8 .При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
а)объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
б)местный уровень реагирования: (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
решением главы местной администрации муниципального округа или решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа; (в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
в) региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; (в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а)принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
б)осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
в)обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера; (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
г)осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
д)организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
е)осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж)создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
з)содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
к)содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 206-ФЗ)
л)принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены; (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 412-ФЗ)
м)принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
н)устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федеральных законов от 01.04.2012 N 23-ФЗ, от 15.02.2016 N 31-ФЗ, от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
о)осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие; (в ред. Федерального закона от 11.02.2013 N 9-ФЗ)
п)создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
р)осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
с)утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
т)разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
у)устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
ф)с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)
2.Органы местного самоуправления самостоятельно:
а)осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)
б)принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 159-ФЗ, от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
в)осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
г)осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д)создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е)организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
ж)содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з)создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и)вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 01.04.2012 N 23-ФЗ)
к)устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федеральных законов от 01.04.2012 N 23-ФЗ, от 15.02.2016 N 31-ФЗ)
м)создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
н)осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 158-ФЗ)
о)разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований. (в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)
п)устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 459-ФЗ)
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ПРИКАЗ от 1 марта 2019 г. N 87
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ СТОИМОСТИ И РАЗМЕРА УТРАТЫ (ГИБЕЛИ) УРОЖАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПОСАДОК МНОГОЛЕТНИХ НАСАЖДЕНИЙ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ СТОИМОСТИ И РАЗМЕРА УТРАТЫ (ГИБЕЛИ) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ПРИКАЗ от 26 марта 2015 г. N 113
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ УЩЕРБА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр»
Методические рекомендации по определению прямых затрат на восстановление объектов сельского хозяйства пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера в агропромышленном комплексе (включая ЛПХ)
1.4. Основанием для подготовки предложений Минсельхозом России в сфере АПК по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: - объявление режима чрезвычайной ситуации в субъектах Российской Федерации; - поручение Правительства Российской Федерации.
2. Основные понятия, определения, термины и сокращения
ЧС природного характера, можно разбить на группы следующим образом: геофизические опасные явления; геологические опасные явления; морские гидрологические опасные явления; гидрологические опасные явления; гидрогеологические опасные явления; природные пожары; инфекционная заболеваемость людей; инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных; поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями
Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель (далее – сельхоз-товаропроизводитель) - организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");
3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Пострадавший объект сельского хозяйства (далее – объект) – все сельскохозяйственные культуры и животные, птица, аквакультура, марикультура, здания и сооружения, используемые в АПК, материальные ценности, используемые в производственных целях.
Чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
Ликвидация ЧС - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности собственных сил и средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации обращаются в Правительство Российской Федерации за оказанием помощи.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» разграничивает полномочия в области защиты населения и территорий от ЧС между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС подразделяются на:
а) локального характера, в результате которой на территории нарушены условия жизнедеятельности людей, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта, при этом количество погибших или получивших ущерб здоровью составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
б) муниципального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера;
в) межмуниципального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
г) регионального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
д) межрегионального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 8 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
е) федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба превыша